Сущность
не говорит о подлежащем и не находится в подлежащем. Это основа сущности в
первичном и безусловном смысле. Например, человек есть сущность, лошадь
есть сущность.
Вторые
сущности. Вторыми сущностями называют виды и роды, к которым принадлежат
первые сущности. Например, отдельно взятый человек, есть человек как вид,
при этом человек есть человек как вид, при этом человек есть «живое
существо».
Значит
вторые сущности в данном аспекте «человек»» и «живое существо».
Когда
говориться о подлежащем, то сказывается о подлежащем имени и о подлежащем
понятии. Например, человек – отдельный человек – это подлежащее, и человек
– имя человека. Отдельно взятый человек есть и человек в целом, и
определение человека истинно и для отдельно взятого человека. При этом
отдельно взятый человек есть и человек, и живое существо.
Имя и
определение говорят о подлежащем.
В большинстве
случаев имя и определение того, что находится в подлежащем, не сказывается
о подлежащем. Иногда, в некоторых случаях, имя сказывается о подлежащем,
но определение не сказывается о нём никогда.
Так белый
цвет тела сказывается о подлежащем (тело, в данном случае, называется
белым телом), но понятие белого цвета никогда не может быть сказано о
теле.
Всё
другое, помимо первых сущностей, или говорится о первых сущностях как о
подлежащих, или же находится в них как в подлежащих.
Раз
живое существо, например, сказывается о человеке, значит, оно сказывается
и об отдельно взятом конкретном человеке. Если бы оно не сказывалось ни об
одном из отдельно взятых, конкретно взятых людей оно не сказывалось бы и о
человеке в целом.
Тело
человека – определённого цвета, значит и об отдельном, конкретно взятом
человеке можно сказать то же.
Если бы
данный цвет не находился бы ни в одном из отдельно взятых тел, он не
принадлежал бы телу вообще.
Поэтому
всё другое помимо сущностей первых или говорит о первых сущностях как о
подлежащих или же находится в них как в подлежащих.
Таким
образом, если бы не существовало первых сущностей, не могло бы
существовать ничего другое.
Из
вторых сущностей вид ближе к первой сущности, ибо он в большей степени
сущность, чем род.
Для
доступного объяснения первой сущности более подходяще указывать вид, чем
указывать род; понятнее будет, если мы скажем про конкретного человека,
что он человек, нежели указывая, что он живое существо; первое более свойственнодля
конкретного человека, второе – общее. Рассматривая конкретное дерево, мы
скажем правильнее, говоря, что оно дерево, нежели указывая, что оно
растение.
Первые
сущности, прежде всего, называются сущностями, для всего остального они
подлежащие и всё остальное говорит о них или находится в них.
Вид
относится к роду так же, как первая сущность относится ко всему
остальному. Вид есть подлежащее для рода, роды сказываются о видах. Виды
не сказываются о родах.
По этой
причине вид есть в большей мере сущность, чем род.
Один
вид не в большей мере сущность, чем другой, поскольку виды не роды. Если
про отдельного человека сказать, что он «человек», то это не в большей
степени истина, чем утверждение, что отдельная лошадь – «лошадь».
Одна
первая сущность не в большей мере сущность, чем другая.
Сущность
отдельно взятого человека не в большей степени сущность, нежели сущность
отдельного быка.
По
естественным соображениям только виды и роды называются вторыми
сущностями. Из всего, что сказывается, только они выявляют первую
сущность.
В
объяснениях подходящим образом следует указывать вид или род. При этом
будет понятней, если мы укажем, что человек есть человек, нежели, что он
живое существо.
Объясняя,
что есть конкретный человек, не подобает указывать, что он бледен или, что
он бежит или, что бы то ни было подобное.
По
естественным причинам из всего другого сущностями называются только роды и
виды.
Первые
сущности, называются сущностями в самом основном смысле, ввиду того, что они
подлежащие для всего другого.
Первые
сущности относятся ко всемуиному.
Ко всему остальному относятся виды и роды первых сущностей. Ведь о них
сказывается всё остальное.
Например,
отдельно взятый человек умеет читать и писать; значит, любого человека или
живое существо можно научить читать и писать.
Во всех
других случаях дела обстоят подобным образом.
Общая
черта всякой сущности – не находиться в подлежащем.
Первая
сущность не находится в подлежащем и не говорится о подлежащем.
Вторые
сущности не находятся в подлежащем. Подлежащее- отдельный человек – говорит о
человеке, но «человек» не находится в подлежащем, так как «человек» не
есть только отдельный человек.
Имя
того, что находится в подлежащем, может иногда сказываться о подлежащем, но
определение не может говорить о нём.
Определение
вторых сущностей сказывается о подлежащем, так же как и их имя.
Определение человека применимо к отдельному человеку и определение живого
существа – к отдельному человеку тоже.
Сущность
к тому, что находится в подлежащем – не принадлежит.
Видовое
отличие тоже принадлежит к тому, что в подлежащем не находится.
О
подлежащем человек – говорится как о существе, живущем на суше, как о
двуногом существе. «Двуногое» или «живущий на суше» не находится в подлежащем
человек.
К чему
применимо видовое отличие, тому даётся определение видового отличия. К примеру, если человек – существо, живущее на суше, то
и определение «живущий на суше» сказывается о человеке, так как
определение «живёт на суше» применимо к человеку.
В целом
как в подлежащем находятся части сущностей, утверждение, что эти части не
сущности – неверное. Как части содержатся в каком-нибудь целом, так то,
что находится в подлежащем, находится не так.
Всё
составленное из сущностей и видовых отличий – говорится соимённо.
Сказуемые,
составленные из сущностей и видовых отличий сказываются о единичном, или о видах.
Первая
сущность не сказывается ни о каком подлежащем, поэтому она не составляет
никакого сказуемого.
Вторые сущности: о единичном сказывается вид, а о виде и о
единичном сказывается род.
О виде и о единичном так же сказываются видовые отличия.
В
понятие вида превращаются первые сущности, а в понятие рода – вид.
К
подлежащему может быть применимо то, что говорится о сказуемом.
Понятие
видового отличия принимают и виды и единичное.
Предметы,
у которых общие имя и понятия называются соимёнными.
Соимённое составляется из сущностей и из
видовых отличий.
Определённое
нечто связано с сущностью.
Определённое
нечто бесспорно и истинно неразрывно связано с первой сущностью.
Нечто
единичное и единое по числу есть определённое нечто.
Из-за
формы наименования иногда кажется, что вторые сущность в равной степени
означают определённое нечто, когда говорят, например, о «человеке» или о
«живом существе»; однако это неверно.
В
отличие от первых сущностей, вторые сущности означают некоторое качество,
так как подлежащее в них не нечто одно: и люди и живые существа суть
множества.
Однако
качество вторые сущности означают не просто так, в отличии, например от
белого, которое кроме качества ничего другого не означает.
Вид и
род указывают, какова та или иная сущность, поэтому они определяют
качество сущности.
В
отличие от вида род определяет нечто большее: в отличие от того, кто
говорит «человек», тот, кто говорит «живое существо» охватывает нечто
большее.
Отсутствие
противоположного категорическое свойство
сущности. Первой сущности ничто не противоположно. Что может быть
противоположно отдельному человеку или отдельному живому существу?
Первым
сущностям ничто не противоположно.
По этой
причине человеку или живому существу нет ничего противоположного.
Однако это встречается и у количественного и у многого
другого, поэтому отсутствие противоположного не есть особенность сущности.
Например,
числу десять и вообще никакому количеству нет ничего противоположного. Нет
ничего противоположного длине два метра или три метра. Единственно, что
можно сказать о противоположном в данном случае, это противопоставить
«большое» – «малому» или «многое» - «малочисленному».
Нет противоположного ни у одного из определённых количеств.
Большей и меньшей степени сущность не
допускает.
Сущности,
как таковые не бывают большей или меньшей степени: нельзя сказать, что
одна сущность в большей или меньшей степени сущность, нежели другая
сущность.
Человек
не будет в большей или меньшей степени сущностью ни сам по отношению к
себе, ни один человек по отношению к другому.
Одно
белое в большей или в меньшей степени бело, чем другое, одно красивое
называется более или менее красивым, чем другое. Один человек не в большей
мере человек, чем другой.
В
разное время одно и то же по отношению к себе бывает таковым в большей и в
меньшей степени. Например, белое тело, взятое в настоящем времени
называется белым в большей степени, чем взятое в прошедшем времени. Или
тёплое тело в настоящем времени тёплое в большей степени, и в меньшей
степени тёплое в иных временах.
Большая
или меньшая степень сравнения сущности не присуща.
В
настоящем времени человек не в большей мере человек, чем в прошедшем
времени.
Это
справедливо и для всего другого, что есть сущность.
Большей
и меньшей степени сущность не допускает.
Будучи
тождественно и одной по числу сущность способна принимать противоположности
– это главная особенность сущности. Между тем о не сущности находящейся в
единственном числе, сказать такое нельзя. Например, белое и чёрное не
может быть одним и тождественным по числу цветом, плохое и хорошее не
может быть одним и тем же действием в единственном числе.
Это
истинно и для всего другого, что не есть сущность.
Будучи
одной и тождественной по числу сущность способна принимать
противоположности. Будучи единым и одним и тем же отдельный человек иногда
бывает бледным, иногда смуглым, иногда тёплым, иногда холодным, плохим и
хорошим.
Речь и
мнение способны принимать противоположности, у всего иного этого,
по-видимому, нет.
Речь
может быть истиной и ложной. Если сказать о сидящем:
«он сидит» - это будет истинным высказыванием, но эта, же речь будет
ложной, если он встанет.
Мнение
обладает тем же свойством. Если мы полагаем о сидящем человеке, что он
сидит, то это правильно, но будет неправильно придерживаться этого мнения
о нём, если он встанет.
Однако
имеется различие в способе противоположности. В сущности, и во мнении
противоположности принимаются по-разному.
Меняясь,
сущности принимают противоположности.
Сущность
претерпела изменение (стала иной) став холодной из тёплой; став из бледного смуглым и из плохого хорошим – так же.
Сущность
принимает противоположности, подвергаясь изменению и во всех остальных
случаях. Будучи сами во всех отношениях неподвижными, речь и мнениеостаются совершенно без изменений. Противоположное для них, получается, из-за перемены
обстоятельств. В зависимости от происшедшей перемены обстоятельств речь,
например, «он сидит», называется то истинной, то
ложной.
О
мнении можно сказать то же.
Особенность
сущности – в силу собственной перемены принимать противоположности, по
крайней мере, по способу.
Неверно
соглашаться с тем, что речь и мнение также способны принимать
противоположности.
Если в
чём-то переменилось состояние речь и мнение об этом способны принимать
противоположности. Речь называется истиной или ложной в зависимости от того
происходит это или нет. Причём это не из-за того, что она сама способна
принимать противоположности. Нисколько и ничем не приводится в движение ни
речь вообще, ни мнение.
Ни
речь, ни мнение не способны принимать противоположности ввиду того, что в
них не происходит никакой перемены.
Сущность
способна сама принимать противоположности. Например, болезнь и здоровье,
бледность и смуглость. Сущность способна принимать противоположности,
поскольку она сама принимает каждую из противоположностей.
Сущность
способна принимать противоположности в силу собственной перемены, будучи
тождественной и одной по числу. Такова особенность сущности.
Это
всё, что известно о сущности.
Нентис, Альнитак[ККИ1]10
января 2009 г.
Екатеринбург.