Физика

 

ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ

 

1.1.  Бывают причины по совпадению и их роды. Например, поскольку Поликлет скульптор, постольку скульптор причина статуи. В ином отношении причиной статуи является Поликлет.

 

1.2.  Одна причина по сравнению с другой одного и того же вида бывают первичной и вторичной. О причинах можно говорить по-разному. Во всех случаях объемлющее общее будет причиной по отношению к частному. Например, число в целом будет причиной октавы, так же как и отношение двух к одному. Сведущий в целом будет причиной здоровья и врач в частности.

 

1.3.  Сочетание тех и других причин есть самостоятельное явление. Например, причина статуи – скульптор Поликлет, а не скульптор в целом и не Поликлет.

 

1.4.  Среди причин по совпадению одна бывает более близкой причиной, другая – более отдалённой. Например, образованный человек может быть причиной статуи, так же причиной статуи может быть человек бледный.

 

1.5.  Среди причин по совпадению бывают причины объемлющие роды. Например, причиной статуи может быть как живое существо в целом, так и человек.

 

1.6.  Если сгруппировать причины, то их число уменьшится. Разновидностей причин много, по числу.

 

1.7.  Разнообразие причин подразделяется на четыре разряда: «из чего» (causa materialis), «откуда…» (causa efficiens), «ради чего» (causa finalis), «форма и образец» (causa formalis).

 

1.8.  Относительно вещей следует сказать, что их причины либо действительные, либо возможные. То же самое можно сказать относительно причин по совпадению. Например, относительно материи и материи в самом общем виде, относительно куска меди или меди в целом, относительно конкретной статуи или статуи вообще, или изображения в общем смысле.

 

1.9.  Обо всех причинах, будь то причины по совпадению или причины в собственном смысле, можно говорить как о причинах действительных либо о причинах возможных. Например, строитель, строящий данный дом – причина постройки дома, так же как и строитель вообще.

 

2.1.  Причина бывает «ради чего», т.е. как цель. Например, здоровье – причина прогулки.

 

2.2.  Первое начало покоя или изменения называется причиной. Например, для изменяемого – причина изменяющее, для производимого – производящее вообще. Отец – причина для ребёнка; давший совет есть причина.

 

2.3.  Форма и образец – есть определение сути бытия. Причиной могут быть так же составные части определения и их роды.

 

2.4.  Сказав «он гуляет, чтобы быть здоровым» мы ответим на вопрос «почему он гуляет?». Сказав так, полагаем, что указали причину.

 

2.5.  Всё, что возникает в промежутке на пути к цели, всё это существует ради цели, когда движение вызвано чем-нибудь иным. Одни есть орудия, а другие – действия, этим они отличаются друг от друга. Например, врачебные инструменты, лекарства, очищение желудка, лечение похуданием – всё это промежуточные цели на пути к здоровью.

 

2.6.  То «из чего», как внутренне присущего, возникает что-нибудь, называется причиной. Например, причина данной чаши – серебро, причина статуи – медь, и их роды.

 

3.1.  Зная начала физического изменения, всякого уничтожения и возникновения, мы понимаем первую причину. Только тогда, когда понимаем «почему она» можно убедительно говорить о знании. Исследования предпринимают ради знания. Каждую исследуемую вещь можно свести к первой причине.

 

3.2.  Причины должны подразделять по качеству и по количеству.

 

4.1.  Количество причин ограничено, и они определены определённым образом.

 

5.1.  Отнюдь не по случайному совпадению одно и то же может иметь несколько причин вследствие многозначности. Например, эти причины могут быть разного рода: одна «откуда движение», другая как материя. Например, причинами одной и той же статуи, а не по отношению к чему-нибудь разному, окажутся медь и искусство ваяния.

 

5.2.  Две вещи могут быть причинами друг друга, но только не одинаковым образом, а в одном случае как начало движения, в другом же - как цель. Например, хорошее самочувствие – причина труда, а труд – причина хорошего самочувствия.

 

5.3.  Причиной противоположных событий может быть одно и то же. Когда присутствие чего-либо есть причина определённого события, его отсутствие иногда можно считать причиной противоположного. Например, причиной сохранности судна – присутствие кормчего, отсутствие которого позже может стать причиной крушения.

 

5.4.  Слово «причина» следует употреблять приблизительно в четырёх значениях.

 

6.1.  Форма, соединение, целое – суть бытия. Субстрат, часть целого – пример причины «из чего», так же как и посылки заключений, элементы тел, огонь, материал изделий различного рода, буквы слогов.

 

6.2.  Каждой причине можно подобрать один из четырёх наиболее явных разрядов.

 

6.3.  Причина «ради чего» обычно бывает целью для других вещей и наилучшим благом. Цель и благо для другого – отдельный разряд причины. При этом нет никакой разницы, говорим ли мы об иллюзии блага или о действительном благе.

 

6.4.  Так же то, что действует – «откуда начало движения или покоя или изменения». Например: советчик, врач, семя.

 

7.1.  Всегда можно найти высшую причину каждого предмета во всех прочих делах. Например, «строитель строит благодаря искусству строительства» – причина первичная к утверждению «человек строит, потому что он строитель». Во всех иных случаях так же.

 

7.2.  Единичные вещи суть причина для единичных вещей, роды суть причины для родов. Например, данный скульптор – причина данной статуи, а скульптор в общем смысле – причина статуи в общем смысле.

 

8.1.  Причины единичные и деятельные не существуют или существуют одновременно с тем, причинами чего они являются. Например, одновременно с постройкой существует или не существует строитель, одновременно с выздоравливающим одновременно существует или не существует лечащий врач. С причинами в возможности так бывает не всегда. Например, строитель и дом уничтожаются не одновременно.

 

8.2.  Существует шесть критериев, по которым причины разнятся между собой. Именно: причина как совпадение, как род, как род совпадения, причём либо взятые отдельно, либо в сочетании, а также причина как единичный предмет.

 

8.3.  Причины могут быть либо в возможности, либо деятельными.

 

9.1.  Деятельность – причина осуществляемого, а возможности суть причина возможных вещей.

 

 

Нентис, Альнитак [ККИ1] 10 апреля 2009 г. Екатеринбург.

 

 

                                                                                     

 

Главная страницаЗвёздные тайны Египетских пирамид; Двадцатый век, взгляд в прошлое; Формации; Эпоха Рыб; Звёздная энергия; Компьютерное моделирование исторического процесса;  Альтернативная история 1984 - 1987; Наука и священнодействие; Кто убил Джона Кеннеди?; Смута и тоталитаризм; Мистицизм в жизни Гитлера; Краткий список магических существ; Волшебные свойства математики; Сущность; Ксеркс и Артабан; О прекрасном; Доказательство общего и частного; Эллины и Мардоний; Власть над собой; Часы магических операций; Мясо и другие подобочастные тела; Обычаи и обряды Древней Персии; Что такое рассудительность?; Бета Большого Пса; Четыре причины; Главная страница 2; ☼ Гостевая книга,  snouk@list.ru

 

 

 

                                  

© Константин Кощеев


 [ККИ1]©Konstantin Kosheev. snouk@list.ru



Хостинг от uCoz